Подготовка аспирантов

Авторы
ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА,
ветеринарный врач, доцент Воробьев В.В., к.б.н.
и старший преподаватель кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы,
Санкт-Петербургской Государственной Академии Ветеринарной Медицины
доцент Воевода Нина Ивановна, к.в.н.

Подготовка аспирантов в те годы была поставлена строго под контроль государства. В декабре 1929 г. утверждены аспирантами: по кафедре акушерства т.Пиманова, по кафедре фармакологии т.Золотов, по кафедре физиологии т.Егоров и по кафедре патологической физиологии т.Зарядова. Аспирантские стипендии были по 170 руб. в месяц. Главпрофобром назначены 9 выдвиженческих стипендий по 90 руб. в месяц. В марте 1930 г. комиссия по подготовке научных работников при коллегии Наркомпроса утвердила следующих кандидатов, представленных Ленинградским ветеринарным институтом, в должности штатных аспирантов с I апреля 1930 г.: Жеваркова – по кафедре мясоведения, Орлова – по кафедре эпизоотологии, Кокуричева – по кафедре патологической анатомии. Зачисленным в аспирантуру надлежит сдать испытания по марксистской методологии в течение 2-х месяцев. С 1 июля Наркомземом РСФСР утверждены аспирантами: Гобзем – по кафедре патологической анатомии, Иванова – по кафедре паразитологии, Чередков – по кафедре оперативной хирургии, Буреломова – по кафедре микробиологии, Сопиков – по кафедре терапии мелких животных (111, 112, 113). Дело совершенствования подготовки научной системы шло с немалыми трудностями. Любопытна позиция профессора В.Л.Якимова по этому вопросу (114). Он писал в газете «Ветвузовец»: «Аспиранты – наша смена. Мы должны им передать то, что знаем, вручить, так сказать, жезл науки. Какие же требования должны предъявляться к аспирантам? Они должны быть, прежде всего, интеллектуально развитыми, иметь определенный интерес к выбранной дисциплине и удовлетворять условиям классового отбора. Предполагается, что в аспиранты пойдут самые лучшие, так сказать, отборные. Но оказывается, что на аспирантском фронте не все благополучно». Так считал в то время В.Л.Якимов. И далее он писал, что на многих кафедрах нет в настоящее время достойных кандидатов, так как предыдущие годы не было нужного количества выдвиженцев, которые могли бы быть выявлены, как достойные кандидаты, видящие в аспирантуре не только 170 руб. в месяц. Оказывается, что последнее играет немалую роль в тяге к аспирантуре. «Сменить беспокойную работу на участке, в захолустье, с жалованием в 100-110 руб. на 170 руб. в культурном центре – вещь заманчивая для многих. Для таких лиц сама наука вещь второстепенная, главное оклад и спокойная работа. Мне могут сказать, что у профессора и у института есть возможность через год при отчете избавиться от такого аспиранта, но эта проба будет стоить слишком дорого для государства: 170X12=2040 руб. в год. Годны ли такие аспиранты? Конечно, нет. Затем следует указать на ту диспропорцию, которая существует между окладами аспиранта, профессора и ассистента. Ассистент является в буквальном смысле «вьючным животным» по работе на кафедре. Аспирант не несет никакой работы по кафедре, всю техническую выучку проходит у тех же ассистента или профессора – и в то же время ассистент получает 115 руб., профессор – 140, а аспирант – 170 руб. Выходит, что ставка аспиранта в настоящее время выше профессорской и ее дают «профессору в эмбрионе». Профессор заслужил свою ставку за прошлую и настоящую работу, а аспирант получает свою повышенную ставку за будущую работу. Наконец, имевшие место в нашем институте факты указали на «неувязки» в представлении кандидатов между руководителями кафедры и студенческими организациями. Это должно быть изжито. Нужно больше единения и согласования между обеими сторонами – в этом залог успешности подбора лучших кандидатов молодой научной смены».

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2001г.
Продолжение следует.
Администрация сайта. 2009 г.

В тему

  • Жизнь требовала внимательно относиться к подготовке научной смены
  • Правление ЛВИ
  • Осуществить задачи, поставленные Руженцевым
  • Жизнь настоятельно требовала создать хорошо организованные формы подготовки научной смены
  • Тема доклада. На научной конференции профессорско-преподавательского состава научных сотрудников и аспирантов.